9 лет потребовалось Чино Морено, вокалисту Deftones, и Шону Лопесу, гитаристу Far, на написание второго полноценного альбома их совместного сайд-проекта ††† (Crosses). Выход EP «PERMANENT.RADIANT» задал тон новому материалу и теперь не за горами выход долгожданного преемника дебютника. Немецкий сайт VISIONS поговорил с Чино и Шоном, чтобы узнать, как их синтетический саунд органично развивается дальше, какие конфликты им приходится преодолевать и как они смогли заполучить в качестве приглашенных музыкантов рэппера El-P и лидера The Cure Роберта Смита.
Шон Лопес сидит в окружении бесчисленных фиолетовых кабелей, боксов, синтезатора и других инструментов, которые явно намекают на то, что их хозяин профи в своем деле.
Шон рассказывает о появлении песни «Runner», одной из центральных с новой пластинки: «Чино подошел вон туда, к синтезатору Moog Voyager и набросал первые звуки. Тогда я наложил немного ударных, и в таком виде это ушло в его небольшую кабину для записи вокала. Ну то есть, его первые слова были реально такие: „Эй, куда ты бежишь?“».
Уже позже Шон заметил лишнее шипение во вступительном проигрыше. Был ли этот звук вызван дефектом в кабеле или нет, до сих пор неясно, но он так и остался в финальной версии композиции. «Честно говоря, у меня в целом плохая память, но каким-то образом я могу вспомнить, когда и над какой песней мы работали, когда я тот или другой саунд закладывал», — рассказывает Шон дальше и роется в ящике стола.
А прямо сейчас, примерно на 1300 км на север по прямой от студии в Лос-Анджелесе, где работает Шон, Чино Морено заказал себе кофе и прогуливается по улицам Портленда, штат Орегон.
“Как правило, именно я спрашиваю, не идем ли мы слишком очевидной и банальной дорогой” — Шон Лопес
Сейчас раннее утро, потому Чино предпочитает общаться за пределами дома, чтобы домашние собаки не проснулись и не перебудили всех остальных домочадцев. И он с удовольствием предается воспоминаниям о тех временах, когда фактически была основана группа ††† (Crosses). Это было еще в середине 90-х в Сакраменто, Калифорния. Чино Морено с Deftones добился огромного успеха на той же сцене, где выступал и Шон Лопес со своей пост-хардкор группой Far. Их пути неизбежно пересеклись благодаря похожим интересам - причем не только музыкальным, ведь они оба еще и заядлые скейтбордисты - а также общим друзьям и знакомым, так что они стали хорошими приятелями. «Мы часто тусовались вместе, вдохновляли друг друга и нам было любопытно, чем занимается в данный момент каждый из нас», — комментирует их дружбу Чино.
После 2000 года Шон переехал в Лос Анджелес, а Чино последовал за ним немного позже. Они жили друг от друга всего в одном квартале, так что проводили много времени вместе, в том числе в той самой студии, которую Шон оборудовал для себя, где был записан новый альбом «Goodbye, God Bless, I Love U, Delete.» и где он сидит сейчас в окружении всего своего оборудования.
Чино Морено вспоминает: «Мне всегда хотелось узнать, над чем сейчас работает Шон. И естественно мы говорили о том, что должны что-то замутить вместе». Этот проект, который впоследствии получил название ††† (Crosses), только начал тогда обретать форму. Но еще не было грандиозных планов и никаких ясных целей. «Мы просто начали довольно расслабленно работать над общим материалом, начали с пары новых песен. До тех пор, пока не поняли, что наработали вместе уже достаточно, чтобы сказать - давай выложим наш материал и посмотрим, что из этого выйдет», — рассказывает Чино.
Речь идет о первом EP, который ††† (Crosses) выложили в 2011 для бесплатного скачивания. В то время в группе Deftones были тяжелые времена, басист Чи Ченг из-за трагической автокатастрофы находился в коме, в то время как их альбом «Diamond Eyes» имел музыкальный и коммерческий успех. Также и группа Far в то время вернулась из затяжной паузы с новым альбомом «At Night We Live». Шон подтверждает слова друга, что проект ††† (Crosses) был тогда больше хобби, чем коммерческим продуктом: «Это была скорее легкая активность, наше общее увлечение. Нам это просто нравилось. Всегда классно писать музыку без внешнего давления. Мы просто немного экспериментировали и наслаждались процессом».
Это вполне заметно и по музыке, которая существенно отличается от стиля обеих групп, хотя их влияние, несомненно, можно уловить. В рамках ††† (Crosses) музыканты также смогли проявить во всей красе своё пристрастие к электронной музыке и стилю New Wave. По их словам, это тоже произошло совершенно органично. Оба являются поклонниками Duran Duran и The Cure, а также DJ Shadow, причем последний сам привлекал Шона Лопеса к программированию битов. Но по мнению Чино, эти иконы стиля были не единственной причиной, почему проект ††† (Crosses) обрел именно такое звучание: «Мы попросту использовали то, что у нас было. Хотя у нас имелись гитары и ударные, мы стартовали довольно минималистично. У Шона в студии довольно много инструментов — синтезаторов, клавишных, да еще и драм-машина, — на которых мы и создавали основы песен, будь то аккорд на фортепиано или бит. Для меня это был совсем иной подход в написании песен, по сравнению с привычным. Когда я начинал свой путь с Deftones, то не знал ничего иного, чем записываться на классическом сетапе из гитар, басов и ударных. Для меня это был своего рода эксперимент — столь минималистично начать. И это очень вдохновляюще, легко, потому что совсем по-иному».
Творческие различия
После первого EP последовали еще два, причем песни из третьего стали частью одноименного дебютного альбома группы, вышедшего в феврале 2014-го. В последующие годы фанаты ничего нового от группы так и не услышали, пока музыканты неожиданно не выложили в 2020 году кавер на синти-поп-группу Cause And Effect, также родом из Сакраменто. Однако затем группа снова ушла на паузу, и только через год выпустила свою интерпретацию на песню Q Lazzarus «Goodbye Horses», известную по триллеру «Молчание ягнят», а потом снова ушла в режим радиомолчания.
И лишь в марте 2022 группа вернулась с треками «Initiation» и «Protection», выпустила EP «PERMANENT.RADIANT», а обещание нового полноценного альбома окончательно ознаменовало возвращение ††† (Crosses) в строй. И пора уже выложить все карты на стол — изначально группа была трио, о чем и говорят три креста в названии. Басист и один из со-основателей ††† (Crosses) Чак Дум уже несколько лет не состоит в группе. Чино поясняет, как это произошло: «Чак очень классный парень. Когда мы с Шоном начинали работать, он был вместе с нами. Без сомнения, он творческий человек и вышел из очень музыкальной среды. Он шарит в музыкальной теории, невероятно умен, многому нас научил и было просто здорово тусить с ним вместе. Но затем он захотел двигаться в более традиционном направлении. Я бы не сказал, что ушел больше в рок-музыку, скорее сфокусировался на живом исполнении музыки».
“Голос Роберта Смита просто уникальный. Это был поразительный опыт”, — Чино Морено
Шон отмалчивается. Как-то он уже рассказывал, что относился к идеям Чака особенно критично, потому что они ограничивали его личное пространство для творчества. Или как Чино пояснил: "Шон и я хотели пойти еще дальше в нашем звучании. Это было сложное решение, но я убежден, что это был единственный вариант развития ††† (Crosses). Теперь всё в порядке и я рад, что Чак может заниматься тем, что ему нравится — точно так же, как и мы с Шоном".
Потому всё, что мы слышали в последние годы от ††† (Crosses), было результатом совместной работы Чино и Шона. Примерно в 2017 году они снова встретились, когда Чино переехал из Лос-Анжелеса в Бенд, штат Орегон. Они хотели просто пообщаться, но как это обычно бывает у музыкантов, начали вместе импровизировать. У них снова не было конкретной цели, они просто начали работать в своём темпе, набрасывать песни, оставлять их на время и потом возвращаться. Потому и разброс во времени между альбомами «PERMANENT.RADIANT» и «Goodnight, God Bless, I Love U, Delete.» оказался так велик. Например, одноименная песня с нового альбома была записана еще несколько лет назад, но Чино подобрал подходящие слова только несколько месяцев назад, так что она была завершена лишь недавно.
Гудок
Пневматический фоновый звук, своеобразный воздушный гудок, в песне «Big Youth» берет свое начало в танцевальной музыке Ямайки 1970-х годов. Оттуда он перекочевал в США, где использовался ди-джеями на вечеринках. Популярность обрел в начале 2000-х благодаря радио-диджею Cipha Sounds.
Хотя творчество Чино Морено в рамках ††† (Crosses) выражается иначе, чем в Deftones, его подход к написанию текстов остается неизменным. «Я знаю только один путь. У меня попросту нет идей, о чем я хочу написать, пока не услышу музыку. Мои слова рождаются из вайба, на основе инструментов, можно сказать, встают из музыкальной кровати».
Тогда он отпускает свои мысли в свободный полет, иногда разрозненные слова просто слетают с его губ, иногда он старается придерживаться ритма. Время от времени рождаются целые фрагменты, которые ложатся в песню, как это было в «Runner». Например, вот строки, которые он очень долго искал для заглавной песни «Goodnight, God Bless, I Love U, Delete.»: «We’ll never get out, I’m staying with you/ It’s true. Well, sweet dreams and goodnight» («Мы никогда не выберемся, я останусь с тобой, это так. Так что сладких снов и спокойной ночи»).
Эти слова подыгрывают мотиву, который сопровождает весь альбом. Например, слово «лабиринт» можно встретить сразу в трех песнях — «Big Youth», «Last Rites» и «Natural Selection».
На вопрос, знает ли он об этом факте, Чино отвечает утвердительно, и он даже подумывал это изменить, чтобы у слушателей не сложилось слишком однобокое впечатление. Однако в итоге оставил всё как есть, так как понял, что тексты все же должны оставаться аутентичными и естественными: «Часть этой пластинки была написана в то время, когда я чувствовал себя потерянным. Я утратил веру в свои способности, зашел в тупик. Не хочу углубляться в подробности, но оглядываясь назад, могу это именно так и описать, что я попал в лабиринт. И смог выбраться из него. И круто, что эта картина отразилась во многих песнях и связала весь альбом в единое целое. И я это не планировал изначально, так вышло само собой».
«Goodnight, God Bless, I Love U, Delete.» можно рассматривать как своего рода дневник, который велся на протяжении четырех лет. Что особенно радует — в конце наш ждет хеппи-энд.
Чино Морено замечает: «Когда я сам слушаю все эти песни, то могу увидеть, как мои тексты преображались со временем. В более ранних песнях, как в словах, так и в исполнении, слышно больше страданий. Тогда я чувствовал себя не так здорово, был в смятении, что нашло отражение в лирике. А в более поздних песнях с альбома можно почувствовать, что некоторые мои вопросы получили ответы, и это заметно даже по моему вокалу. Очень здорово, что этот альбом смог отразить это путешествие».
Всё достижимо
В их совместном музыкальном проекте Шон и Чино имеют вполне четкий девиз: они постоянно бросают друг другу вызов. Чино признается, что у него часто возникает естественное желание многие части усилить, до упора вывернуть ручку усилителя. Привычное дело. Но в рамках ††† (Crosses) это не так легко сделать, потому если какая-то часть звучит - прямая цитата «как живая рок-группа» — то нужно снова идти к музыкальной установке. Но полностью отказаться от гитар и ударных при записи музыки они не могут, как отмечает Чино: «Мы не хотим быть рок-электро-гибридом, наоборот, хотим сохранить наш минималистичный стиль. Но мне кажется, что можно легко провалиться, если комбинировать живые инструменты, например ударные, с электронной музыкой. Очень легко все запороть, понимаешь? Или это будет звучать неестественно. Потому у меня всегда была с этим проблема».
Saudade
Чак Дум вместе с группой Saudade воплощает в жизнь свое желание больше работать в рамках живой музыки. В концепцию этого проекта входит также объединение очень различных музыкантов, например, Рэнди Блайт (Lamb of God) и Ли «Scratch» Перри. Для композиции «Shadows & Light» им удалось привлечь и Чино Морено, который спел дуэтом с Челси Вулф.
Что он имеет в виду, когда хочет, чтобы некоторые рок-моменты звучали со вкусом, как вроде это можно услышать в «Last Rites»? На фоне его вопрошающей мольбы «Can I be your savior? I’ll be your saint/ For how long?» («Могу ли я быть твоим спасителем? Я буду твоим святым. Надолго ли?») начинает звучать громкий гитарный риф и тяжелые барабаны, напоминая типичную поп-песню и придавая композиции совсем другой характер.
В этот момент к нам присоединяется Шон Лопес, который в лице продюсера сталкивается еще и с другими проблемами: «У меня были моменты, когда я никак не мог получить какой-то определенный звук. Что-то, что нельзя получить только на жестко настроенной гитаре и драм-машине. В таких ситуациях я просто использовал обычную ударную установку».
Чино отвечает: «Хм, я даже не знаю. Мне кажется, ты такое делал, только если точно понимал, что именно так и должно это звучать. Но, наверное, это не то, что было нужно именно в этой песне? Тогда я смог только ответить: „Вот блин, дай мне подумать об этом еще“».
Затем они оба начинают рассказывать, как выглядит их совместный рабочий процесс, из чего становится еще лучше видно, как классно они дополняют друг друга. Чино отмечает: «Когда ты творческий человек, то всегда очень круто иметь похожего партнера. Мы помогаем друг другу, например, когда я работаю над вокалом. Я записываю что-либо, и когда возвращаюсь и показываю результат, Шон всегда дает конструктивную обратную связь:»Это было хорошо, но вот так будет лучше, попробуй еще". Это помогает мне выйти из зоны комфорта".
Как и в любых других отношениях, в музыкальных также работает правило: коммуникация — залог всего. Шон подчеркивает, что музыканты часто общаются на своем особом языке и потому по-разному могут доносить свои мысли и творческие идеи. ††† (Crosses) и здесь нашли свой особый путь, чем Шон особо гордится: «Мы никогда не достигали момента, некоего тупика, с которого бы не могли двигаться дальше. Когда у нас есть сомнения или разногласия, мы делаем небольшую паузу, но затем продолжаем пробовать разные варианты, чтобы обойти препятствие. Этот подход также стал залогом того, что „Goodnight, God Bless, I Love U, Delete.“ звучит очень цельно, хотя сами песни очень сильно различаются в музыкальном плане».
Так, например, «Pleasure» со своим грозным и мощным басом могла бы стать саундтреком к какому-нибудь киберпанк-сериалу для взрослых, а «Light As A Feather» сочетает легкое название с провокационными моментами.
Одна песня выделяется особенно — «Big Youth», причудливая хип-хоп композиция, которая содержит тот самый пневматический звук, без которого не обходилась ни одна клубная вечеринка в 2000-х. Этот трюк дело рук, конечно же, Шона, который сперва уточнил у Чино, разрешит ли он такое. «Как правило, именно я спрашиваю, не перебарщиваем ли мы где-то, не идем ли слишком явно в одном направлении. Но в этом случае этот саунд просто соответствовал всему вайбу. Песня реально забавная еще и потому, что заметно отличается от остальных. И даже необязательно из-за саунда, скорее из-за настроения. Оно очень агрессивное. Хорошее дополнение к общей картине».
Таланты и их поклонники
За появление песни «Big Youth» стоит поблагодарить приглашенного музыканта, рэпера El-P. Вместе с другом Killer Mike он известен как Run The Jewels — группа, являющаяся королями жанра на альтернативной рэп-сцене.
Это не первый раз, когда El-P сотрудничает с Чино Морено: на альбоме «White People» 2004 года группы Handsome Boy Modeling School, которая является совместным проектом продюсеров Dan The Automator и Prince Paul, они впервые работали вместе над треком «The Hours». Но тем результатом Чино больше не удовлетворен. «Мне всегда хотелось еще немного поработать с El-P, потому что у меня было ощущение, что мы можем замутить что-то еще более крутое. Для меня это был упущенный шанс, потому что мы запланировали тогда создать что-то необычайное».
Оба поддерживали контакт, и с «Big Youth» Чино почувствовал, что это тот самый момент, и выслал песню рэпперу, на что тот отреагировал «Йоу, это полный отпад». Свою часть El-P несколько раз перерабатывал и участвовал в финальном сведении композиции. И вот результат: еще один яркий трек на пластинке.
El-P не единственный гость, которым восхищаются ††† (Crosses). На Шона большое впечатление произвел Нейт Донмойер (Nate Donmoyer), который среди прочего известен по группе Passion Pit, и его помощь с песней «Pulseplagg»: «Для меня, как продюсера, самое важное, чтобы меня восхищала чья-то работа. И Нейту удалось заставить Чино петь на этой песне так, как он никогда раньше не пел. Можно даже подумать, что это два разных человека на вокале».
И еще один талант, от которого оба музыканта в восторге: «Простите, но когда я был подростком, то у меня висел огромный постер „Boys Don’t Cry“ на стене!» — признается Шон, когда речь заходит об участии фронтмена The Cure Роберта Смита в записи песни «Girls Float † Boys Cry».
Насколько важна фигура Роберта Смита для Чино Морено — ни для кого не секрет. Когда речь заходит о Роберте Смите, Чино рассказывает об аудиокассетах The Cure без вкладышей с текстами. И как он сам пытался вслушаться в песни с альбома «Pornography», чтобы выписать те слова, которые, по его мнению, пел Роберт Смит. «Вот именно таким образом я понял, как сам могу писать тексты. Конечно, музыка Deftones совсем иная, чем у The Cure. И всё же у меня до сих ощущение, что это сильно отразилось на том, как я выражаюсь, особенно абстрактно».
Поняв, что Роберт Смит хорошо подходит под эту песню, Чино связался с ним напрямую, даже не говоря об этом Шону. Они оба иногда переписывались по электронной почте, именно так он смог заполучить его ранее для песни «Teenager» с ремикс-альбома «Black Stallion», посвященного 20-летию выхода «White Pony». Однако с ответом по поводу песни для ††† (Crosses) Роберт медлил — кстати, предположительно потому, что кумир Чино Морено в тот период поссорился с сервисом Ticketmaster и их ценовой политикой и из-за этого был очень занят.
Наконец Роберт Смит прислал свой ответ, что он с большим удовольствием исполнит партию в их песне. Даже сейчас Чино с трудом верит в свою удачу: «Я был невероятно благодарен, когда получил его письмо и смог послушать, как он звучит на нашей музыке. Он также пояснил, что и как он сделал и предложил кое-что доработать, если мы согласимся. Он прислал три-четыре разных версии. Уже первая мне очень понравилась, но в других он добавлял что-то новое. Его голос просто уникальный. Это был поразительный опыт».
Ремиксы
Судя по всему, еще во время работы над альбомом ремиксов «Black Stallion» Чино вошел во вкус привлекать других артистов, чтобы они сами дорабатывали композиции. На альбоме ††† (Crosses) «PERMANENT.RADIANT.REMIXED» вы найдете работы, среди прочих, от Hudson Mohawke и хип-хоп диджея Tony G.
Автор оригинального материала — Stefan Reuter
Перевод с немецкого — Tatiana Blokhina (специально для Deftones.Ru)