Словосочетание «ню-метал» (nu-metal) имеет негативный оттенок. Справедливо это или нет, но жанр, доминировавший на рок-радио в конце 90-х и начале 2000-х, большинство вспоминает не очень хорошо. Его принято считать эпохой, определяемой карикатурным вокалом, отвратительным рэп-роком и текстами, которые стремились быть тревожными, но являлись не более чем бездумной, бесцельной злобой. Конечно, это не совсем справедливо, и кому-то Korn и Limp Bizkit могут понравиться больше, чем другим. Тем не менее, у жанра явно плохая репутация, и поэтому было бы обидно, если бы группа, которая не имеет к нему никакого отношения, была отнесена к нему несправедливо. Это подводит нас к вопросу дня: откуда вообще взялась идея, что Deftones — это ню-метал группа?
Справедливости ради стоит отметить, что на странице группы в Википедии указано, что Deftones относились к ню-металу только в первые годы своего существования, а не на более поздних альбомах, где звучание стало более экспериментальным. Тем не менее, даже глядя на первые несколько альбомов группы, трудно сказать, насколько этот ярлык действительно применим. Возьмем, к примеру, «Be Quiet And Drive (Far Away)» с альбома «Around The Fur» 1997 года. Вокал Чино Морено — тонкий и сдержанный, совсем не похожий на завывания, скажем, Джонатана Дэвиса (Jonathan Davis) из Korn. Кроме того, гитары многослойны и атмосферны, а это свидетельствует о том, что даже в 90-е годы группа находилась под влиянием шугейза.
Принято считать, что последним альбомом Deftones, на котором были заметны следы ню-метала, был «White Pony» 2000 года, и именно начиная с него группу часто стали считать экспериментальной. В данном случае эту ассоциацию понять еще сложнее. Главный хит с этого альбома и, вероятно, самая известная песня Deftones — «Change (In The House Of Flies)», которая в 2000 году звучала по всем радиостанциям. Интересно рассмотреть динамику этой песни. Вокал Морено снова начинается вкрадчиво, затем становится громче в припеве, но даже там основное внимание уделяется вихревым гитарам. В другом месте на альбоме к группе присоединяется Мейнард Джеймс Кинан (Maynard James Keenan) из Tool, который добавляет в «Passenger» свой явно не тонкий вокал. На этом этапе карьеры группа казалась ближе к прогрессив-металлическому звучанию Tool, чем к ню-металу.
Как же возникла эта ассоциация? Обычно группы и артистов причисляют к какому-то «движению», даже если их звучание сильно отличается от других представителей этого движения. Вспомните Элвиса Костелло (Elvis Costello), которого считали панком, несмотря на то, что он не был похож ни на Clash, ни на Pistols, ни на Ramones. Можно также привести веские аргументы в пользу того, что Alice In Chains не были настоящей гранж-группой, а считались таковыми только потому, что родом из Сиэтла. О, и тонны поп-панк групп были названы «эмо», и наоборот. Ярлык может иметь смысл в какое-то время, а потом казаться непонятным. Возможно, именно это произошло с Deftones: они были металлической группой, которая появилась в то же время, когда развивался ню-метал, и некоторые люди, услышав их громкие гитары, без раздумий причисляли их к этой сцене. Оглядываясь назад, это кажется довольно странным.
Проблема в том, что благодаря плохой репутации ню-метала люди могут решить, что Deftones — это не та группа, которую стоит изучать, и почему это может иметь чуть большее значение, чем называть Элвиса Костелло панком, хотя на самом деле он таким не являлся. А жаль, ведь они незаметно сделали замечательную карьеру. Такие альбомы, как «Saturday Night Wrist» и «Diamond Eyes», продемонстрировали постоянный рост и эксперименты группы, и их последний альбом «Gore», похоже, является продолжением этой тенденции. Если вы отвергли эту группу, потому что услышали термин «ню-метал» и решили, что они будут звучать как Linkin Park, то вы упускаете много замечательного.
Если я покажусь вам агрессивно настроенным против ню-метала, то скажу, что время от времени у меня бывают такие дни, когда я не могу проснуться, чтобы не чувствовать себя как урод на поводке (ассоциация с песней «Freak on a Leash» группы Korn). Это значит, что в рамках жанра есть песни, которые выдерживают испытание временем, хотя мы, возможно, слишком круты, чтобы признать это. При этом многие ню-металлические композиции не выдерживают критики (неужели кто-то хочет услышать «Rollin'» еще раз?), поэтому у жанра плохая репутация. Просто Deftones — слишком хорошая группа — и слишком непохожая на ню-метал — чтобы пострадать от этой негативной ассоциации. Независимо от того, нравятся вам Korn или нет, Deftones всегда были группой с коварно-отличной дискографией, и они стоят вашего времени.
Автор — John Hugar, uproxx.com
Перевод — Алексей Агафонов, Deftones.Ru