«Это темнота, — говорит Чино Морено. — Это путешествие»
Неплохое краткое описание девятого альбома Deftones под названием «Ohms», которое усиливает фирменные динамические крайности арт-метал группы: теневая синтезаторная атмосфера Фрэнка Дельгадо стала более заметной на пластинке, а отстроенные риффы Стивена Карпентера испепеляют местность под ними.
Но Морено не описывает альбом — вместо этого он любуется постапокалиптическим оранжевым небом, которое стоит над его нынешним домом в Бенде, штат Орегон. За несколько недель до выхода «Ohms» Западное побережье опустошено лесными пожарами, которые загрязнили воздух до опасного уровня. «Вообще-то я сейчас гуляю, — говорит фронтмен, отмечая одно из своих регулярных занятий в период пандемии. — Но мне не следует этого делать, потому что качество воздуха слишком плохое. Сейчас 11 часов утра, и уже очень темно».
Уже стало клише оценивать музыку в связи с нашим текущим сценарием конца света — но, черт возьми, «Ohms» не оставляет нам выбора. «Мы окружены обломками прошлого / И слишком поздно, чтобы вызвать изменение приливов и отливов, — поет Морено в заглавном треке. — Поэтому мы погружаемся в безнадежное море сожалений». Уф.
Но, как и каждый альбом Deftones, их последний достигает спокойствия во тьме — вплоть до названия, которое ассоциируется как с термином электрического сопротивления, так и со священным звуком медитации («ом»), используемым в некоторых восточных религиях. А процесс написания альбома помог группе достичь своего рода исцеления.
Во время записи альбома «Gore» 2016 года стало накаляться тонкое напряжение, отчасти из-за того, что Deftones сами выступили сопродюсерами пластинки. Поэтому для первых джемов в конце 2018 и начале 2019 годов три оригинальных участника группы — Морено, Карпентер и барабанщик Эйб Каннингем — собрались в своем небольшом репетиционном помещении в Лос-Анджелесе и проработали идеи «в треугольнике». В итоге получился более «сбалансированный» альбом, как в звуковом, так и в личностном плане.
«Я чувствовал, что этого определенно не хватало в работе над „Gore“ — не совсем уж не хватало, но было не настолько много, насколько хотелось бы, — говорит Морено. — Так что этот эксперимент — с тремя из нас — был определенно важен. Я почти уверен, что ничего из того, что мы написали во время тех сессий, не вошло в альбом. Но могу ошибаться — может быть, есть одна или две мелочи. Но дело было даже не в этом. Дело было в том, чтобы собраться в одной комнате и просто пообщаться».
Чино Морено рассказал SPIN об исцеляющей энергии пластинки, о предстоящем ремикс-альбоме «Black Stallion» на песни с «White Pony» и о том, почему многие фанаты до сих пор считают пластинку 2000 года их определяющей работой.
— Во время пресс-цикла с альбомом «Gore» Стивен признался, что изначально его не интересовали эти песни, и ему как бы пришлось напрячься, чтобы вникнуть в них. В недавних интервью вы говорили о непосредственной работе с ним в процессе сочинения композиций для «Ohms». Помогло ли это вам стать лучше в творческом плане?
— Это определенно было полезно. В первый раз, когда мы собрались вместе, были только Эйб, Стивен и я. Я живу в Орегоне, Эйб живет в Сакраменто, а Стеф был в Лос-Анджелесе, поэтому мы с Эйбом поехали в Лос-Анджелес на эту маленькую закрытую репетиционную площадку, где обычно работаем. Я не взял с собой гитару — у меня был только микрофон. Мы расположились в этом маленьком треугольнике лицом друг к другу и просто начали шуметь.
Ядром группы, за исключением Чи (который умер в 2013 году), были мы трое — еще с тех времен, когда детьми тусовались в гараже Стивена. Я хотел посмотреть, на что это будет похоже — вернуться к этой базовой основе. Я люблю играть на гитаре, и часто приношу ее и начинаю играть, Эйб тоже начинает играть со мной, и вдруг мы создаем песню, и Стивен как бы отступает в сторону, чтобы найти свое место в том, что мы создали. Иногда это работает отлично. Но я понял, что его игра на гитаре с барабанами Эйба — это огромная часть того, что делают Deftones. И мне этого не хватало — даже не как участнику группы, а как фанату.
— Интересно послушать, как ты рассказываешь о том, как вы дошли до этого базового места. Одна из вещей, которая выделяется на «Ohms», это то, насколько динамично и сбалансировано он звучит. Здесь гораздо больше синтезаторов и басов, чем в «Gore». Очевидно, вы хотели, чтобы Стивен играл большую роль — вы стремились к тому, чтобы это было более совместное творчество в целом?
— Единственное, о чем мы очень тщательно думали, так это о том, чтобы убедиться, что баланс соблюден — и чтобы все были услышаны. Странно, что люди иногда думают: «О, Стивена не было» или «Вы, ребята, просто не хотели, чтобы он участвовал». Ничего подобного. Стивен был там каждый день. Просто сидел в своем углу или в другой комнате. Он брал в руки гитару, но не был полностью вовлечен в сам процесс. Может быть, он не хотел этого — я не знаю. Но это было не потому, что, якобы, мы не хотели, чтоб он являлся частью процесса. Когда мы завершили работу над альбомом, он пришел ко мне и объяснил, через что ему пришлось пройти, и я его полностью понял. Я сказал: «Чувак, мы все проходим через такое дерьмо». Но когда мы приступили к записи, я хотел, чтобы ему было комфортно и весело. Я хотел, чтобы нам всем было весело.
— На этом альбоме гораздо больше вокальной гармонии — «Ceremony» является хорошим примером. Ты действительно влился в нее.
— Никогда такого не делал слишком много на наших предыдущих пластинках. Я просто экспериментирую — иногда пробую что-то и говорю: «Ооо, я быстренько опробую это». Также там был Сержио, когда я записывал свой вокал. Он пришел со мной в студию прошлым летом (в студию продюсера Терри Дэйта в Сиэтле), потому что на тот момент мы уже закончили запись всех музыкальных треков.
У Сержио отличное чувство мелодии, а мне нравится, когда люди высказывают свое мнение. Терри тоже хорош в этом, но всегда здорово иметь еще кого-то в группе. Никто никогда не высказывается по поводу вокала — они просто говорят: «Давай, делай свое дело». Они доверяют мне, и это здорово. Но все равно нравится получать ответную реакцию. Что касается некоторых этих гармоний, то мы буквально сидели на диване и слушали композиции, просто вместе напевая или подпевая им. Это совершенно другой элемент написания песен, я такое не слишком часто делал.
— Альбом «Ohms» воссоединяет группу с Терри Дэйтом, который работал над незаконченной пластинкой «Eros». Это была болезненная эпоха, учитывая автокатастрофу, в которую попал Чи в 2008 году. Вам так и не удалось завершить тот проект. Было ли это незавершенное дело главным стимулом для того, чтобы снова захотеть работать с Терри?
— Часть этого определенно имела место быть. Но у нас всегда был отличный опыт работы с ним. Даже после «White Pony», перед тем, как мы приступили к работе над одноименником, он сказал: «Мне понравилось работать с вами над всеми этими записями. Я чувствую, что мы все проделали отличную работу. Но я не стану обижаться, если вы захотите поработать с кем-то еще». В тот момент мы сказали: «Проехали, чувак». Мы все очень близкие друзья. Я до сих пор разговариваю с ним по телефону как минимум раз в неделю, просто о всякой ерунде.
В конце концов, мы работали с Ником Раскулинечем после записи «Eros» (на альбоме «Diamond Eyes»). Ник как бы обратился к нам, и у нас появилась возможность создать совершенно новую запись. Я не думал, что звукозаписывающая компания согласится, потому что мы уже потратили бюджет на пластинку. И тут вдруг такой: «Ладно, мы не будем выпускать этот альбом. Дадите ли вы нам денег на то, чтобы он записал совершенно новую пластинку?». Они согласились, и Ник возглавил все это дело. Мы написали и записали эту пластинку примерно за два месяца — серьезно. Так что это был своего рода эксперимент, и он сработал: альбом «Diamond Eyes» действительно передал дух того, что происходило в нашей жизни. Что касается следующей пластинки, то мы подумали: «Ну, это сработало. Давайте попробуем еще раз». Для меня альбом «Koi No Yokan» кажется повторением «Diamond Eyes». Мы как бы пытались сделать «Gore» сами, и думаю, что слишком многое взяли на себя. Это было немного странно. Но с «Ohms» подумали: «Давно пора поработать с Терри», так что обратились к нему.
— Настрой группы не на 100 процентов подходил для «Gore», но кажется, что сейчас вы находитесь в гораздо лучшем, более приемлемом для совместной работы состоянии. Вам не хватало стороннего голоса на «Gore»?
— Определенно. У нас был продюсер, Мэтт Хайд, который записал альбом «Koi No Yokan». У нас с ним были отличные отношения. И он был там и конкретно присутствовал. Но, оглядываясь назад, я прекрасно вижу некоторые вещи, которые вызвали цепь определенных событий. (Смеется). Если рядом нет никого, кто мог бы нас направить или сказать: «Эй, ребята, остановитесь на этом. Ладно, это было круто, но сыграйте еще раз», то этим человеком становлюсь я. По умолчанию, я как бы диктую, что мы делаем. Потом в какой-то момент, я уверен, Стивен сказал: «Да пошел ты, ублюдок!» (Смеется). Или он просто хитро отступил.
И было важно иметь рядом человека, которому мы все доверяем, который может помочь нам понять смысл того, что мы делаем. Очень часто, когда мы пишем, то играем что-то, а через 20 минут оказываемся уже на совершенно другой планете. И это здорово, если бы мы были просто джем-группой и хотели бы заниматься этим вечно, но в какой-то момент нам нужна какая-то структура. Так что хорошо иметь кого-то рядом, настоящего продюсера — я знаю, что это звучит жалко, потому что мы взрослые мужчины, которым нужна нянька. (Смеется).
— Давайте поговорим о ремиксовом проекте «Black Stallion». Это интригующая концепция — экспериментировать с альбомом 20 лет спустя.
— Запись только что была сведена, и она чертовски блестящая. Слегка самодовольно такое заявлять — ведь это запись, основанная на другой записи, которая уже нравится людям, так что ее было бы легко испортить. Наша первоначальная идея состояла в том, чтобы DJ Shadow сделал ремикс на всю пластинку. Он сказал, что хотел бы сделать песню, поэтому сделал ремикс на «Digital Bath». Большинство людей, к которым мы обратились, с волнением отвечали нам: «О, я люблю эту песню. Могу я сделать ее?» Запись построена точно так же, как «White Pony», так что она как бы отправляет вас в такое же путешествие, но полностью перевернутое с ног на голову.
— «White Pony» — единственный альбом Deftones, который, судя по всему, находит отклик не только у хардкорных фанатов. Можете ли вы точно определить, что делает его таким для стольких людей?
— Думаю, это одна из наших лучших спродюсированных пластинок — это одна из лучших работ Терри. Звук ударных просто потрясающий. Поскольку на нас повлияло много электронной, ритмичной музыки, например, DJ Shadow, мы очень хотели сделать альбом, ориентированный на ударные. Так что в этом альбоме много тряски головой. Он также очень экспансивный. В нем многожество саундскейпов, и есть тяжесть — все те триггерные точки, которыми славятся Deftones. Но я помню, когда мы только выпустили его, некоторые люди не сразу поняли, типа: «Что это такое? Где здесь Deftones?». Конечно, есть части, которые бросаются в глаза, но в целом я думаю, что это альбом для наушников — что-то вроде медляка. И это позволило ему жить все эти годы.
— Удручает, что вы не можете гастролировать из-за всего этого. Но группы пытаются обойти пандемию с помощью прямых трансляций и выступлений в пустых залах. Никто не может предсказать 2021 год, но вы уже думали о том, когда и как вы сможете выступить в следующий раз?
— На данный момент у нас нет никаких планов. Это трудное решение — очевидно, что ничто не заменит живую музыку. Я понимаю, почему люди пытаются найти разные способы сделать это. С одной стороны, иногда что-то лучше, чем ничего. Но в то же время, иногда ничто лучше, чем что-то. И это я говорю о нас в целом — я не знаю, насколько хорошим было бы интернет-шоу с нами, сидящими в одной комнате. Может быть, это было бы хорошо, но я не знаю.
Автор оригинального материала — Ryan Reed
Перевод — Алексей Агафонов (Deftones.Ru)
P.S. Друзья, если вам понравился материал, буду очень благодарен, если отблагодарите за его перевод небольшой суммой. Помните, что сайт жив в том числе и благодаря вашим пожертвованиям.