Альбом «White Pony» полон тех гитарных тонов, которые гитарист Deftones Стивен Карпентер (Stephen Carpenter) выдает уже более десятилетия. Но опыт последних нескольких лет, проведенных в постоянных гастролях и с тремя студийными альбомами за плечами, привел к некоторым усовершенствованиям в его оборудовании и незначительным изменениям в стиле игры, особенно когда речь идет о настройке. В перерывах между затягиванием сигаретой с диковинным ароматом в небольшом помещении под сценой чикагского театра Riviera — комнате, явно и несколько нелепо обозначенной как «гримерка Чино» — Карпентер рассказал о своей аппаратуре и стиле игры.
— Сколько вам было лет, когда вы начали играть?
— Пятнадцать. На самом деле мне было 13 лет, когда я впервые взял в руки гитару. Я не знал, как на ней играть. Мои друзья все играли. Мне было 16, когда я начал играть. После того, как меня сбила машина, ко мне домой пришел друг, у которого была акустическая гитара. Я сыграл на ней. Казалось, что я знаю, что делаю. Я просто играл аккорды. Аккорды — это все, что вам нужно. Единственное, что можно считать моим стилем, — это то, что я люблю музыку потяжелее. Но это то, что мне нравится играть. Я не считаю это своим стилем. Я не хочу, чтобы меня знали как обладателя стиля.
— Остается ли ваша игра неизменной от альбома к альбому?
— Я всегда применяю что-то новое. Или мне напоминают о том, что я уже знал. У меня всегда есть новые идеи, но я считаю, что все уже сделано. Так что, когда я начинаю играть, то не стараюсь сделать что-то новейшее, крутейшее. Все, что я делаю, это воспринимаю то, что играю, и в своей голове пытаюсь все сопоставить. Если меня беспокоит, что что-то звучит невпопад, то я изменю это так, чтобы найти свое собственное место в этой песне. И перехожу к другой идее. Меня не смущает, как это будет звучать. Я люблю звуки, и даже самые раздражающие звуки — это, пожалуй, самые лучшие звуки, которые вы когда-либо слышали. Как и в случае с одним из моих любимых альбомов, у Майка Паттона (ведущего вокалиста Mr. Bungle и Faith No More) есть несколько сольных записей, и на одной из них — только он и микрофоны, просто с кое-какими небольшими настройками. Если вам не нравится слушать странные вещи, вы будете раздражены с первой же минуты. Это альбом сумасшедших звуков. Я люблю то, что не является нормой, потому что норму может сделать каждый. Я не пытаюсь быть каким-то суперхудожником, но хочу делать что-то творческое.
— Вы настроили гитару на «до» © для всего альбома «White Pony»?
— Ага. На «Adrenaline», нашей первой пластинке, это строй «ми» (E), просто стандартный «ми». На «Around the Fur» я опустился на полтона (до «ре-диез»), а затем опустил нижнюю струну до «до-диез». Вся та пластинка звучит в «до-диезе», за исключением двух песен, которые не понижались, они в «ре-диезе». А этот мы опустили еще на полтона, а затем перенастроили так, чтобы он был в тональности «до» — опущен до «до» — вся пластинка, каждая песня. В основном это будет C-D-C-F-A-E. Это и есть открытая настройка. Затем поднимите все на пол-ноты, и вы получите мой «до-диезный» строй, который я использовал в «Around the Fur».
— Какой трек был самым сложным на «White Pony»?
— Я бы сказал, «Elite». И не потому, что это более тяжелая песня, а потому, что это была песня, которую мы действительно записали, и музыка полностью моя. Я все написал, используя метроном, сделал все свои гитары и заставил всех остальных играть под них. Они отталкивались от моих гитар и дополняли их. А песня «RX Queen» началась с барабанной дорожки и потом была доведена до ума. Там совершенно разные процессы. Что касается «Elite», то у меня, по большей части, неплохой метр, но игра под метроном не позволяет чувствовать. Поэтому в тех местах, где было бы неплохо устраниться, я должен был продолжать играть, потому что часики тикают. Я пытаюсь сохранить эту точность, потому что именно этого я хотел бы для данного риффа, хотя в некоторых местах было бы лучше, если бы он сошел на нет. Но это было тяжело для меня.
— Есть ли песни с альбома «Adrenaline», которые вам действительно нравится играть?
— Есть куча песен, которые мы не играем, но я бы хотел, чтобы мы их исполнили. Мы не репетируем каждую песню. Мы не играем их не потому, что они нам не нравятся, а потому, что мы не практикуем их, потому что мы никогда не практикуем, и они просто никогда не исполняются. Их очень много. Мы играем только 18 песен, даже не так — 16-17 песен за концерт.
— У Вас теперь есть фирменная модель гитары ESP?
— Да, на которой я сейчас играю нет моей подписи, но это моя модель. Это было до того, как они начали выпускать их с моей подписью. То, о чем я просил ESP, — это мелкие, незначительные вещи: Мне не нравятся инкрустации на грифах с ладами. Они на некоторое время перестали делать эту головку грифа, и я сказал: «Йоу, я должен иметь такую головку на своей гитаре». Итак, никаких инкрустаций, такая головка, и мои струны проходят через корпус, а не через подгрифок. Я просто считаю, что подгрифки выглядят очень по-гейски. Но струны действительно соединяются с гитарой, поэтому, когда я играю аккорды, то чувствую, как они звенят по всей гитаре. Гитара кажется цельной. Я никогда не буду играть на гитаре с болтовым грифом. Они кажутся мне хлипкими. Моя первая гитара была с болтовым грифом. И после этого я сказал: «Бе-е-е». Я купил средний хамбакерный звукосниматель, потому что в основном на наших старых песнях, на «Adrenaline», примерно в трех песнях были фрагменты, где я не хотел звука одиночной катушки, но и не хотел отдачи бриджевого звукоснимателя, поэтому средний звукосниматель немного снижает атаку, но я все равно получаю от него драйв. Вот почему я выбрал именно его.
— Что это за звукосниматели?
— У меня есть одна катушка и два хамбакера. Все время, что я играю на гитаре, использую звукосниматели фирмы Seymour Duncans. Я пользуюсь JB, и мне они до сих пор очень нравятся. Но я использую так много усиления в своем звуке, что в последнее время сталкиваюсь с обратной связью на высоких частотах. И мне это просто надоело. Я давно хотел попробовать звукосниматели EMG. Никогда этого не делал, но всегда хотел. У многих моих любимых гитаристов они есть. Так что я подумал: «Не может быть, чтобы они могли получить эти крутозадые звуки без того, чтобы там что-то было». Поэтому я отнес все свои гитары в ESP и поменял звукосниматели. У меня есть отношения с Seymour Duncan, и они не испорчены — и я не пытаюсь получить все бесплатно. Но я отнес туда все свои гитары, поменял и сразу же услышал разницу в звукоснимателях. Это не лучший звук, это просто другой звук. Я так долго пользовался одним и тем же звуком на своих гитарах, что он просто хорошо звучит для меня. Я просто счастлив играть на них сейчас. Я не думаю, что один или другой звукосниматель лучше, они просто разные.
Оборудование Deftones для концерта
Гитарный техник Deftones Линус рассказал о том, что использует Стивен Карпентер:
- Гитары ESP Stephen Carpenter Signature Model
- 2 усилителя Marshall El 34 100/100 ватт
- 2 предусилителя Marshall JMP-1
- Rocktron Intellifex
- Процессор эффектов и цифровой задержки TC Electronic TC-2290
- Мульти-эффект процессор TC Electronic Fireworx
- Шумовой гейт Behringer Intelligate
- Стерео-микшер Rane
- Тюнер Korg DTR-1
- Линейный микшер D.O.D. Resistance Mixer
- Беспроводные системы Shure
Автор оригинальной статьи — Adam St. James (Guitar.com)
Перевод — Alexey Agafonov (Deftones.Ru)