Стивен Карпентер, гитарист группы Deftones, жмет на газ своего стильного арендованного автомобиля и пролетает мимо пары пригородных тюряг. Барабанщик Эйб Каннингем и я (Джен Вьедерхорн, автор статьи) опасаемся за свои жизни, когда автомобиль кренится вперед. «Люди в Сиэтле не умеют водить, мать их так», — рычит гитарист, выворачивая задним ходом из проезжего переулка. Цель этой скоростной авантюры состоит в том, чтобы попасть в торговый центр Tower Records и купить адаптер, который бы позволил Карпентеру подключить его проигрыватель мини-дисков к автомобильной стерео-системе. «Я не могу дождаться, когда ты это сможешь услышать», — восклицает он, со свистом загоняя авто на стоянку. Они с Каннингемом рысью несутся в магазин и возвращаются через несколько минут с широкими улыбками на лицах. Добыча в их руках.
«Зацени-ка это», — говорит Карпентер, засовывая диск в плеер и выворачивая до упора регулятор громкости. Из динамиков вырывается оглушительный шквал зазубренных гитарных осколков, следом за которыми появляются мощный барабанный бой и западающий в память мелодичный вокал. Как только песня достигает своего пика, а ревущие рифы встречаются с залпом таких же ревущих вокалов, Карпентер начинает судорожно постукивать руками по рулю. На заднем сиденье Каннингем сосредоточенно покачивает головой, будто бы смотрит живой концерт, и когда Карпентер останавливается на светофоре, Каннингем салютует ему в стиле Бивиса и Батт-Хеда, и оба обмениваются рукопожатиями.
«Я не могу ничего с этим поделать», — говорит Карпентер. — «Мы сидим все время в машине, впадая в бредовое состояние и слушая нашу новую работу. Мне нравится включать эту музыку для всех, кто будет ее слушать, потому что я безумно рад этим новым песням, которые мы придумали».
У него есть множество причин, чтобы быть довольным. После первого прослушивания новый альбом, у которого пока нет названия, вызывает ощущение духовного родства с пластинкой «Meantime» группы Helmet, которая появилась из ниоткуда в 1992 году, чтобы завести поколение коротковолосых мятежников, вооруженных скейтбордами, которым нравилась та музыка — такая же безобразная и колючая, как их дорожная пыль. В эпоху пост-альтернативной поп-музыки Deftones, похоже, полны энтузиазма направить рокеров по новому направлению путем объединения дикости металла, агрессии панка и угрюмого темперамента альтернативных направлений.
Как и в дебютном альбоме «Adrenaline», в новом альбоме Deftones успокаивающая атмосфера контрастирует с дикой яростью, но на сей раз они устранили большую часть компромиссов и раздвинули пределы, делая мягкие части пугающе острыми, а громкие — страшно напряженными. Кроме того, группа вольно экспериментировала с сэмплами, а на одном треке Макс Кавалера (Max Cavalera — Soulfly, ex-Sultura) даже играет на народном бразильском инструменте, который создает необычный резкий, звенящий звук.
«Мне действительно нравится тяжелая музыка, но я не хочу, чтобы то, что мы делаем, было исключительно тяжелым», — говорит Карпентер, покидая автомобиль и возвращаясь в подвал студии Stone Gossard's Litho Studio, где Deftones записывают альбом с продюсером Терри Дейтом. — «Больше всего мне в моей группе нравится вокалист Чино Морено. Его голос — это практически наша вторая гитара, так что не только традиционность, но и красота всего этого исходит от голоса и от того, как он соединяется со всем остальным, что мы делаем. Если бы мы хотели исполнять только тяжелую музыку, то это было бы очень легко сделать».
И даже когда вокальные партии группы задумчивы и воздушны, даже в этом случае основная структура песен Deftones — темная и резкая, и большинство гитарных партий молотят с угрожающей энергией. Но в отличие от Трента Резнора и Мэрилина Мэнсона из шумного рок-сообщества, Deftones не мотивированы враждебностью или ненавистью к себе. «Наша музыка о любви и хорошем жизненном опыте», — настаивает Карпентер. — «В ней не идет речи об избиении своего ближнего и разрушении всего вокруг. Это довольно забавно, так как наша музыка пробуждает у людей желание уничтожать всякую ерунду, а это совсем не то, что мы пытаемся делать. Я не говорю, что мы свободны от насилия или чего-то, но наше насилие вызвано любовью. Есть тонкая грань между любовью и ненавистью, и мне хотелось бы думать, что именно там мы и находимся».
Частично готовность Deftones блуждать вне параметров тяжелого рока вызвана склонностью Карпентера к поп-музыке. Он, возможно, вырос на трэш-металле, но с тех пор ему стали нравиться Morrissey, The Cure и даже Depeche Mode. На самом деле в настоящее время группа работает над записью треков к выходящим в скором будущем трибьютным альбомам Duran Duran и Depeche Mode. «В данный момент у меня в рюкзаке лежат три компакт-диска, и два из них — Depeche Mode», — признается Карпентер. — «Я люблю их музыку, потому что она эмоциональная и заводная, она заставляет биться сердце. Их музыка вдохновляет меня на хорошие вещи, от которых вы получаете удовольствие. Я люблю тяжелую музыку, чувак, но во мне ее уже так много, что я больше не должен ее слушать. Многие металлические группы слишком ссут вести себя по-пиздатому, ну а мы не боимся реально выражаться».
Сейчас Карпентер сидит на черной кушетке, поигрывая на отключенной гитаре ESP. И даже в середине интервью его левая рука ползает по грифу гитары подобно пауку, плетущему паутину. «Я играл почти каждый день с 15 лет, но не практиковался в плане техничности», — говорит он. — «Я просто занимаюсь всякой херней. Иногда я пытаюсь придумать какой-нибудь риф, но главным образом сижу перед телевизором и просто шевелю пальцами».
Было время, когда Стивен Карпентер не был настолько увлечен музыкой. Как и все дети из семей среднего класса, живущих в Сакраменто, он был полностью одержим скейтбордингом, у него было мало времени на учебу и даже на сон, не говоря уж о том, чтобы практиковаться в игре на гитаре и сочинении песен. «Я бы ездил на скейте и в школу, и из школы, а потом выходил бы на улицу и катался всю ночь — и делал бы так каждый день», — говорит он. — «Мне нравились девчонки, как и любому другому парню, но это было не мое. Я хотел кататься на скейте».
Мечты Карпентера о триумфальном катании на скейте подошли к концу в возрасте 15 лет, когда его во время катания сбил пьяный водитель и Стивен попал в больницу на две недели. «Парень гнал примерно 100 км в час, когда врубился в меня, я даже помял его автомобиль», — говорит Стивен. — «Я совсем ничего не видел, не слышал и не чувствовал, и не было от этого никакой боли, но физически я должен был бы умереть. Это невероятно! Я очнулся на улице и чувствовал себя абсолютно нормально, не считая того факта, что моя нога была сломана пополам. Это была определенная точка перемен на моем жизненном пути, когда я изменил свои взгляды на многое вокруг. Но когда это случилось, я был настолько неблагодарен тому, что остался жив, что просто был в ярости от осознания того, что не смогу больше кататься на скейте, потому что я только что научился делать новый охрененный трюк. Первое, что я спросил после того, как понял, что меня сбил автомобиль, было: „Проклятье! И как долго я не смогу кататься на скейте?“ А они сказали: „Быть может какое-то время“».
Он смеется и делает несколько запилов, прежде чем продолжить. «По прошествии пары недель я понял, что мог бы быть мертв, и с того момента больше не беспокоился о катании на скейте. Я и сейчас люблю скейтбординг, но так проводить все свое свободное время уже не хочу. Сейчас я просто хочу весело проводить время и жить. Я не превратился в трусливого кота или кого-то там еще. Я просто хочу сделать как можно больше за то время, пока существую, и иметь столько хорошего времени, насколько это возможно».
Через неделю после того, как Стивен выписался из больницы, к нему пришел друг с гитарой, и Карпентер случайно сыграл свой первый аккорд. В то самое время он как раз смотрел видео группы Ratt «Round and Round» и увидел, как гитарист Уоррен Демартини (Warren DeMartin) провалился сквозь потолок на стол в столовой и выдал мощный аккорд. Он сымитировал простую позицию расположения пальцев - и подумать только! - когда он бренчал, это напоминало музыку. «Потребовалась всего пара недель, чтобы прийти к тому моменту, когда я смог бы подделать звучание, и было похоже на то, будто я знал, что делал», — говорит он. - «Я учился, подыгрывая таким группам, как Anthrax, S.O.D. и Metallica, и на протяжении последующих четырех лет я не умел ничего, кроме пауэр-аккордов».
После часа интервьюирования Карпентер и его товарищи по группе берут перерыв, чтобы посмотреть по ТВ соревнование по катанию на скейтборде и роликовых коньках. Они зажигают высокий и невероятно ароматный бонг и начинают оживляться, пока смотрят соревнования. Если бы вы не знали, что эти чуваки — участники группы, то могли бы подумать, что парни из Deftones — это отстающие ученики, социальная отдушина которых — курить шмаль, смотреть телевизор и болтать о всякой ерунде. И такое предположение не было бы далеким от истины. Химия между ними столь же сильна, как и сорняк, который они курят, и именно по этой причине их музыкальное звучание получается столь острым и сплоченным.
«Они играют вместе так, будто связаны между собой, и думают они точно так же», — говорит продюсер Тэрри Дэйт (Terry Date), который работал над обоими альбомами Deftones. — «Часто в группах бывает так, что там есть определенные люди, которые хотят сделать одно, и определенные люди, которые хотят сделать что-то иное. А эти ребята практически всегда хотят делать одно и то же. Здесь нет слишком больших разногласий по поводу того, как они будут что-либо делать».
«Мы определенно научились тому, как ладить между собой и общаться, но мы также знаем все кнопочки друг друга, и при желании можем привести к нужным действиям каждого», — говорит Карпентер. — «Одни из самых лучших наших концертов случались тогда, когда мы просто боялись, что раздеремся, прежде чем начнем выступление. Ко времени выхода на сцену мы должны были просто сойти с ума. А потом, позже, у нас была лучшая вечеринка, потому что мы были очень счастливы оттого, что отыграли такой великолепный концерт», — он хихикает и закладывает в бонг очередную порцию дури. — «Мы ссоримся из-за откровенной ерунды: кому достанется последняя банка пива, с какой песни начинать выступление, кто раскидал дерьмо около автобуса — вот из-за таких мелочей».
Стивен Карпентер, Чино Морено и Эйб Каннингем ходили в одну и ту же школу, хотя Карпентер был на три года старше двух других. Морено он знал по местному сообществу скейтбордистов. Когда Морено разузнал, что Карпентер играет на гитаре, он устроил джэм-сейшн с Каннингемом, и семена Deftones были брошены в землю. «Однажды после школы мы с Эйбом ехали на автобусе мимо дома Стива», — вспоминает Морено. — «Он сидел на крыльце своего дома и у него была включена эта беспроводная гитара. Вся аппаратура была в гараже, а он сидел на крыльце и отрывался по полной».
«Я был тогда смазливым 15-летним подростком, и он, видимо, подумал, что я педик какой-нибудь или что-то в этом роде», — добавляет Каннингем. — «В гараже была барабанная установка, но дверь туда была закрыта, а он хотел, чтобы я пошел туда и начал играть, пока он по-прежнему будет сидеть на крыльце. Я подумал: „Вот придурок. Он не хочет джемовать со мной, так и сидит на этом гребаном крыльце...“»
Само собой разумеется, трио не было удовлетворено тем, что играет музыку только для себя, и в 1988 году они решили сформировать группу. Купили оборудование на деньги, полученные после урегулирования инцидента с аварией, в которую попал Стивен Карпентер, разжились басистом, имя которого давно уже забыто, и спустя несколько месяцев выдали свое первое выступление. «Это было очень весело», — говорит Карпентер. — «Мы играли на барбекю-вечеринке, и наш басист тогда все время опаздывал. Когда мы бились об заклад по поводу того, что ремень будет соскальзывать, то у него даже не хватало ума протянуть нормально шнур от гитары к усилителю, так что он просто продолжал вставать на шнур и сам себя постоянно отключал. И он даже не замечал этого, так что просто продолжал играть, но но ничего не выходило».
Через группу прошли несколько других бас-гитаристов, прежде чем они остановились на Чи Ченге (Chi Cheng) из-за его отличного оборудования и длинных волос. Полностью укомплектовав состав, Deftones начали писать свои песни и в скором времени вышли на публику с четырьмя демо-версиями. Спустя два года пленка оказалась на столе человека, занимавшегося поиском новых музыкантов и работавшего на лейбле Мадонны. Вскоре после этого лейбл Maverik Records и Deftones подписали контракт.
С момента выхода альбома «Adrenaline» Deftones постоянно гастролировали, выступая на разогреве у таких команд, как Korn, L7 и Ozzy Osbourne. За это время они завели армию лояльных поклонников, устраивая бурные концерты и тусуясь после них на вечеринках с фанатами. «Мы определенно не хотим вести себя как рок-звезды», — говорит Карпентер. — «Мы стараемся быть доступными, мы хотим общаться с людьми, которые слушают нашу музыку».
«Тусоваться с людьми — это клево», — добавляет Каннингем. – «Они узнают вас, а потом возвращаются, чтобы увидеть вас в следующий раз. Плюс вы заводите друзей по всей стране».
Конечно, когда ваша музыка такая эмоционально-турбулентная, как у Deftones, вы знакомитесь с некоторыми довольно странными людьми.
«Меня не волнуют люди, которые красят свои волосы в забавные цвета или носят странную одежду, потому что так они всего лишь проявляют свою индивидуальность», — говорит Карпентер. — «Но была одна девушка, которая получила автограф Чино на своем животе, а потом сделала татуировку на этом месте. Это один из самых безумных поступков, которые я знаю, потому что это было на самом деле. Такое дерьмо будет длиться вечно».
Вполне возможно, что эта девушка уже хотела бы удалить автограф со своего живота. Вот и Deftones в конце концов поменяли свои взгляды на группы, оставившие на их карьере свой отпечаток, такие как Korn и Rage Against The Machine. Поначалу сравнение с другими альт-роковыми тяжеловесными командами было лестно и полезно, но потом это стало помехой, от которой группе довольно трудно отряхнуться.
«Я ненавижу все это, потому что мы всегда просто делали то, что делали. В любом случае мы никогда не старались быть похожими на Korn», — говорит Карпентер с намеком на раздражение. — «Мы были друзьями еще до того, как любой из нас подписал контракт, и мы даже не звучим так, как они. Мы обращаемся к той же самой аудитории, потому что устраиваем мощные шоу, и то же самое делают они. Но если вы слушаете обе эти группы и все еще сравниваете их, то вы просто умственно отсталый человек. Единственное, что у нас общего с теми парнями — это наша энергия и тот факт, что мы все друзья».
"Как-то раз мы давали концерт в Бейкерсфилде, откуда родом Korn", — продолжает Чино Морено. — «Их продюсер был на нашем концерте, и он на самом деле откопал нашу группу, так что мы дали ему пленку. Через пару дней парни из Korn позвонили нам и сказали: „Чуваки, нам нравится это! Мы хотим забацать с вами концерты“. Так что мы отправились в Лос-Анджелес, и там выступали обе наши группы. Сразу после этого и поползли слухи. На самом деле они выступали у нас на разогреве на том концерте. Все это действительно раздражает, потому что сейчас мы будем долго разговаривать с журналистами, а затем пресса будет говорить, что мы рассказываем дерьмо друг о друге, и нам нужно будет звонить друг другу и разбираться с этим дерьмом. И это действительно глупо, потому что мы были друзьями еще до того, как вся эта фигня случилась».
Подобно многим металлическим группам местного уровня, включая Korn, Type O Negative и Corrosion of Conformity, Deftones фактически игнорировались MTV и рок-радиостанциями, несмотря на их несгибаемых фанатов. Единственное серьезное внимание масс-медиа они получили в прошлом году после круглосуточного концерта в Темпе, штат Аризона, когда во время выступления группы начался бунт. Эта история впоследствии была освещена в вечерних новостях на РЕАЛ-ТВ и в некоторых газетах. «Мы просто делали то, что делаем всегда, и аудитория была для нас типичной», — вспоминает Карпентер. — «Они скакали, ныряли в толпу — обычная фигня, но охранники оказались настоящими гребаными мудаками, они били людей, заламывали им руки. На нас поставили крест уже после четырех песен. Толпа начала сходить с ума, зрители стали запрыгивать на сцену и крушить все вокруг. Мы слиняли за кулисы, а потом детишки стали поджигать всякое дерьмо, забираться на световые стойки и на все остальное. Мы не устраивали бунт, просто так получилось, что мы оказались там, когда все это началось».
Когда интервью завершилось и по ТВ закончились соревнования по скейтбордингу, Deftones вернулись в свои апартаменты, чтобы взять кое-какие припасы перед возвращением в студию. Пока Эйб ищет какие-то фотографии и документы, Стивен проверяет автоответчик. Сконфуженный голос потрескивает из спикера: «Я пытаюсь застать Deftones», но звучит это так, будто звонящий накурился марихуаны. Карпентер смеется и после прослушивания сообщений жмет на кнопку удаления сообщения — и раздается реальный булькающий звук спускаемой из унитаза воды. «Мы хотели приспособить этот звук к нашему дверному звонку, чтобы каждый, кто жмет на него, мог это слышать. Мы еще работаем над этим».
Новый альбом Deftones не кружится в водовороте психоделических ля-ля и не пульсирует гипнотически, как многие другие записи, сделанные под влиянием наркотиков, но вибрирующие ритмы и нервные рифы предполагают наивную паранойю, иногда вызываемую слишком большим количеством шмали.
«Я никогда не думал, что мы будем делать записи под влиянием наркотиков, но эта определенно сделана так», — говорит Карпентер. — «Мы не намеревались делать что-то специально, просто почти каждый день накуривались, и это определенно имело эффект на нашу работу».
Не то чтобы студийные сессии Deftones похожи на уикенды с Motley Crue или что-то подобное. Когда нужно заниматься делами, они — истинные профессионалы. Но когда рабочий день окончен, участники группы любят расслабиться. «Мы все время тусуемся на вечеринках. Приятного вам настроения и отъебитесь!» — говорит Карпентер.
«Я — блевонатор. Я всегда блюю», — выражает свое мнение Каннингем.
«Я практически никогда не блюю», — говорит в ответ Карпентер, но потом он припоминает один незабываемо грязный вечер. — «В тот день, когда запись Аланис Мориссетт впервые стала самой популярной, лейбл Maverick Records устроил большущую вечеринку, и мы, по существу, выпили там все спиртное. К 10:30 вечера я уже полностью окосел и не мог стоять на ногах. Пошел в гостиничный номер, где мы остановились, и выблевал примерно полуторакилограммовый блин».
«А потом ты в этом еще и спал», — встревает Морено. — «Я подошел и говорю: „Стив, вставай, ты наблевал!“, а ты в ответ: „Я наблевал?“ — и свалился опять спать. Его это даже не волновало. Только я было собрался уходить обратно, как он проснулся и типа такой: „Я тоже хочу пойти!“, а блевотина висит с его подбородка. Я ответил: „Хрен тебе! Иди в душ. Ты должен поспать!“»
Карпентер призадумался над этим случаем и улыбнулся: «Полагаю, я всего лишь хотел продолжить пить».
Вы можете до хрипоты рассуждать о структуре музыки и вокальных интонациях, но что в итоге на самом деле отличает Deftones от таких банд, как Korn и Rage Against The Machine, так это мотивация участников группы. Deftones полны энергии и азарта, у них большой творческий потенциал в рок-музыке, и они могли бы меньше заботиться об имидже и тоске. Единственная причина, по которой они играют музыку с большей интенсивностью и энергией, чем другие, заключается в том, что громкость для них — это символ свободы.
«Я сейчас в таком состоянии, когда просто хочу отойти немного от работы и хорошо провести время, и мне для этого не нужно иметь возможность вести беспорядочную жизнь или трахаться с чем-то мягким», — говорит Карпентер. — «В принципе, я играю энергичную музыку, потому что не знаю, как танцевать, и это моя форма танца. Я могу выйти на сцену, отрываться и быть абсолютным лошарой, и это нормально. Мне нравится, когда все действительно громко, потому что это то место, где я чувствую себя очень хорошо, где ваши уши чувствуют, как они вибрируют от интенсивности. Все мои друзья говорят: „Ты глухой“, но я — не глухой. Мне просто нравится чувствовать эту гребаную боль. Может быть, однажды я и оглохну, но сейчас меня это совершенно не волнует».
Оригинальный материал был опубликован в журнале Guitar World в номере за октябрь 1997 года.
Автор материала — Jen Wiederhorn.
Перевод — Алексей Агафонов.
P.S. Друзья, если вам понравился материал, я буду рад, если вы пожертвуете на развитие сайта какую-либо сумму. Это даст стимул публиковать больше таких интересных материалов.
не ну глупо отрицать, что эти группы похожи. Они же и родили нью метал по сути. С другой стороны их никогда не спутаешь, очевидно абсолютно, что они не равнялись друг на друга