Воссоединение группы с продюсером Терри Дейтом привело к созданию альбома, который является таким же захватывающим — и таким же эмоциональным — как и все, что они когда-либо делали
Последний раз Deftones работали с продюсером Терри Дейтом (Terry Date) — человеком, который стоял за пультом классических первых четырех альбомов группы из Сакраменто, — в 2008 году. Та пластинка называлась «Eros». Вы ее никогда не слышали. Работа над пластинкой была прервана в ноябре того же года после автомобильной аварии, в результате которой басист Чи Ченг впал в кому, из которой так и не вышел. Он умер от остановки сердца в апреле 2013 года в возрасте 42 лет.
Вполне вероятно, что повторный вход в студию Дейта был для оставшихся в живых участников Deftones одновременно и болезненным, и катарсическим. Несмотря на то, что в текстах песен Чино Морено (Chino Moreno) редко указывает, о чем именно он поет, на протяжении всего девятого студийного альбома Deftones можно почувствовать и боль, и катарсис. Это тяжелый материал, как в звуковом, так и в эмоциональном плане. Многие забывают о том, что такое тяжелая музыка. Black Sabbath, Metallica, Slayer и далее по списку — все это тяжелый, мать его, металл. Но иногда эмоции — мы имеем в виду нью-йоркских пионеров синти-панка Suicide или вызывающих звон в ушах My Bloody Valentine — могут быть тяжелее любого баррэ-аккорда.
При этом прошло уже некоторое время с тех пор, как Deftones склонялись к последнему слову в дескрипторе «альтернативный металл». Еще в 2017 году Морено заявил, что после «отсутствия волнений» от превосходного альбома «Gore» 2016 года, столь же красивого, сколь и шумного, в этот раз он отойдет от написания песен, чтобы дать гитаристу Стивену Карпентеру (Stephen Carpenter) и барабанщику Эйбу Каннингему (Abe Cunningham) больше пространства для творчества. Действительно, большая часть магии Deftones происходит от трения творческих умов Морено и Карпентера. Кто-то однажды назвал солиста как Моррисси для гитариста группы Meshuggah. И все же это замечательно — вновь услышать запись Deftones, тяжелую, как расплавленный свинец, яростную, как разъяренный медоед.
Есть здесь и изящество: выстроенная в середине альбома секвенция «Pompeji», доносится так же сильно, как и ревет, и содержит напевный вокал Морено, который считается одним из его лучших (а также, как ни странно, сэмпл кричащих чаек на фоне леденящих синтезаторов). Но есть здесь и значительная доля грязи. Поверх гитарной партии, которую мог бы расшифровать только сертифицированный сумасшедший, в «This Link Is Dead» звучит вокал, для которого были придуманы леденцы. В «Ceremony», помимо центрального мелодического припева, за который любая группа поставила бы на колени дедушку или бабушку, есть гитарная партия с пневматическим пульверизатором.
Все это означает, что «Ohms» — альбом в духе 2020 года. Это не тот год, когда красота имеет смысл. Эти песни такие же уродливые, как новости. Обезображенные, как окружающая среда. И столь же бесплодны, как надежда, которую испытывает большинство жителей планеты. Опять же, Морено мог бы с таким же успехом петь о том, какая порода морских свинок самая лучшая, настолько корявы слова пластинки, но здесь есть правда, усиленная громче, чем, возможно, когда-либо прежде. «Error» звучит очень похоже на песни Sonic Youth, специально созданные для того, чтобы расстраивать людей. В другом месте песня «Radiant City» с ее заикающимся риффом, таким же грязным, как туалет на автовокзале, могла бы зажечь танцпол рок-клуба в 1997 году.
И все же, по большому счету, спустя 20 лет после бума ню-метала, который привел Deftones к известности, их отнесение к этой сцене кажется все более и более сбивающим с толку. Это музыка, которая вызовет у участников Papa Roach аневризму. Это звуки, которые Уэс Борланд (Wes Borland) из Limp Bizkit — человек, который уже несколько десятилетий находится в заложниках у вышеупомянутой группы, — искал всю свою карьеру. Вся заслуга группы в том, что она всегда смотрит вперед, не замыкается в настоящем и редко обращается к прошлому. Не зря на скелетную форму «Eros» никогда не навешивали плоть, и дело не только в том, насколько болезненным может быть возвращение к ней.
Можно себе представить, что первый день в студии с Терри Дейтом мог быть болезненным. Возможно, это был катарсис. Но, похоже, это дало группе возможность услышать мир. Платформа для выражения ярости, которую они никогда раньше не проявляли, и дальнейшее укрепление их статуса как самой интересной хэви-металлической группы в мире.
Альбом «Ohms» группы Deftones выходит 25 сентября 2020 года на лейбле Reprise Records.
Автор оригинального обзора — James McMahon
Перевод — Алексей Агафонов (Deftones.Ru)