Вышедший 28 октября 1997 года второй альбом Deftones «Around The Fur» показал, что группа из Сакраменто отходит от условностей ню-метала
В середине 90-х звучание ню-метала было, безусловно, хорошо известно: об этом позаботился успех Korn, которые, несомненно, были самой раскрученной новой группой в тяжелой музыке. А вот название «nu-metal»? Не совсем. Эта новая форма металла представляла собой безымянный, аморфный сгусток, в который объединялось все, что казалось альтернативным и далеким от звучания и эстетики классического хэви-метала.
Таким образом, Korn рассматривались как стоящие в одном ряду с Machine Head, Type O Negative, Helmet, Fear Factory, Biohazard и Sepultura в области нового (но не «ню») металла. Это захватывающее время, когда были прокляты жанровые условности, когда была куча групп, которые могут звучать по-разному, но все они по-своему круты и самобытны.
И это был идеальный климат, чтобы оставить свой след для такой уникальной группы, как Deftones. Квартет из Сакраменто выпустил свой дебютный альбом «Adrenaline» на лейбле Мадонны Maverick в 1995 году и почти сразу же стал одним из самых крутых имен для метал-фанатов.
Альбом «Adrenaline» стал отличным дебютом, продемонстрировав шепелявый, невнятный стиль вокалиста Чино Морено (Chino Moreno), который полностью принадлежал только ему, фантастическое использование динамики, а также влияние готики, инди, хип-хопа и грув-метала. Они не выглядели как металлическая группа, они не говорили как металлическая группа, но они были бесспорно тяжелыми и уникальными по звучанию.
В 1995 году это еще можно было назвать уникальным, но к 1997 году появление дебютных альбомов Coal Chamber, Limp Bizkit, Incubus, Sevendust, Snot и (Hed) PE означало, что свободный от границ музыкальный стиль становится кодифицированным, в нем появляются клише, правила и фирменное звучание. Может быть, ню-метал и находился в зачаточном состоянии, но лучшие представители жанра уже видели, что стены смыкаются. Deftones, выпустив всего один альбом и не желая быть частью этой сцены, решили уйти от ню-метала.
Именно с таким настроем они пришли к созданию своего прорывного шедевра «Around The Fur».
В середине 1997 года журнал «Metal Hammer» посетил студию Studio Litho в Сиэтле, где группа работала над своим вторым альбомом с продюсером Терри Дейтом (Terry Date), и застал их в конфронтационном настроении.
«В одной из песен я говорю: „Разделение начинается здесь“ („The separation starts here“), — сказал Чино Морено, имея в виду ту, что впоследствии получила название «Dai the Flu». — Мы отделяем себя от всякой ерунды, от дурацких групп. Наша последняя пластинка понравилась людям, но я считаю, что это нормально».
Для дальнейшего изменения своего звучания Deftones взяли на вооружение наиболее эфирные и интеллектуальные элементы своих музыкальных влияний, причем Морено в качестве источника вдохновения называл не металлистов, а такие группы, как Depeche Mode. Чтобы помочь этому, группа приняла ключевое решение, которое определило ее будущее: она пригласила Фрэнка Дельгадо (Frank Delgado) на клавиши и вертушки. Ди-джеи в металлических группах уже стали привычным явлением, но Дельгадо, который присоединился к Deftones в 1999 году, доказал, что он не просто парень, который иногда накладывает скретч на тягучие семиструнные риффы. Его вклад был тонким, но существенным, он добавлял глубину, пространство и слои в песни, которые писала группа.
«Я думаю, что на этом альбоме больше эмоций, — сказал гитарист Стивен Карпентер (Stephen Carpenter) в интервью «Metal Hammer». — На мой взгляд, музыка звучит более страстно».
Был еще один человек, присутствие которого на альбоме действительно усилило ожидание выхода «Around the Fur»: бывший фронтмен Sepultura Макс Кавалера (Max Cavalera). В конце 1996 года Кавалера расстался с группой, которую он создал в Бразилии в 1984 году. Благодаря успеху альбома «Roots», Sepultura в то время была одним из самых громких имен в металле, но быстро превратилась в «мыльную оперу», в музыкальной прессе появились обвинения в том, кто виноват в расколе.
Однако это было еще не самое страшное, что случилось с Максом Кавалерой в том году: известие о смерти его пасынка Даны Уэллс (Dana Wells) пришло накануне самого крупного концерта Sepultura на фестивале «Monsters of Rock» в Донингтон Парке втем же летом.
Морено был близок с Уэллсом, и у него появилось намерение написать песню в память о своем покойном друге для альбома «Around the Fur».
«Это сумасшедшая песня, — сказал Морено в интервью «Metal Hammer» про «Headup». — Мы все сидели, писали в студии и джемовали. Думаю, мы посвятим пластинку Дане. Мы оба поем в этой песне, то есть как бы обмениваемся репликами, отвечаем, кричим друг другу. В студии было очень напряженно, просто аура, которая там царила, была прекрасной».
Новость о возвращении Макса Кавалеры сделала перспективу услышать «Around the Fur» еще более захватывающей, но для британских фанатов оставалась еще одна дразнилка в виде первого полноценного тура Deftones по Великобритании, запланированного менее чем за месяц до выхода альбома.
Эти концерты стали настоящим откровением. Автору посчастливилось присутствовать на концерте в лондонском клубе Astoria 9 октября 1997 года, где Deftones достигли своего энергетического пика. Сет из 14 песен включал 7 композиций с альбома «Adrenaline», песню «Teething» из фильма «The Crow: City of Angels» и 6 совершенно новых, тогда еще не изданных песен с альбома «Around the Fur».
Как бы здорово не звучали песни «Root», «7 Words» и «Bored» с дебютного альбома, было ясно, что новый материал — это нечто особенное. Сырость осталась, тяжесть осталась, но атмосфера, эмоции и широта охвата песен выделялись отчетливо. Особенно ярким воспоминанием стало появление Джона Матранги (Jonah Matranga) из группы поддержки Far для вокала в захватывающей дух «Be Quiet и Drive (Far Away)». Уже после одного прослушивания стало ясно, что Deftones сделали значительный шаг в сторону от стаи преследователей.
«Around the Fur» вышел в свет 28 октября 1997 года и вошел в американский Billboard 200 под номером 29, а в британский — под номером 56. Достойный результат для первого в истории группы из Сакраменто попадания в оба чарта, но, конечно, далекий от коммерческого успеха, которого они впоследствии добились: альбом был сертифицирован как платиновый в США (за миллион продаж) и золотой (100000 продаж) в Великобритании.
Металлическая пресса и фэны практически сразу же пришли в ярость от этого альбома. Журнал «Metal Hammer» поставил ему оценку 9 из 10, заявив: «Если вы были среди тех 200000 человек, которые купили „Adrenaline“, то вы съедите „Around the Fur“ целиком, высрете его, а затем быстро съедите заново». Прекрасно. Пол Брэнниган (Paul Brannigan) из журнала «Kerrang!» в более дружелюбной рецензии поставил альбому 5 «керрангов», назвав его «металлом в его лучшем виде: брутальным, сырым и неумолимым, не боящимся обнажить свою душу и продемонстрировать свой интеллект».
Обе рецензии были верны в своей оценке альбома, и 25 лет спустя «Around the Fur» по-прежнему остается таким же фантастически изобретательным, необычным, трогательным и скабрезным, чего только можно пожелать от любой тяжелой музыки.
Начинающийся песней, ставшей главным синглом альбома, — нестареющей «My Own Summer (Shove It)», пластинка представляет собой американские горки из дикости риффов, болезненных криков, красивых мелодичных пассажей и странной угрозы экзистенциального ужаса. Легко указать на основные моменты альбома: нарастающий и разрывающийся крик «My Own Summer (Shove It)», великолепные, возбуждающие, пронзительные напевы в «Be Quiet and Drive (Far Away)» или раскаленный галдеж Морено и Кавалеры, охрипших от крика в «Headup», но есть и множество других моментов, о которых редко говорят, как и о тех культовых песнях.
«Dai the Flu» — странная и угловатая, она нарастает и нарастает, превращаясь в неотвратимое крещендо, переосмысливающее заглавный трек «In the Meantime» группы Helmet в строптивый рэп-рок — просто великолепна, «Lotion» содержит, возможно, лучший рифф в карьере Deftones и, вероятно, самое интенсивное вокальное исполнение Морено, а тихая тревожная пре-пост-металлическая жуть «Mascara» показывает, что они могут делать тяжелое в самых разных направлениях. Даже «секретная» песня «Damone», появляющаяся на 32-й минуте и 36-й секунде последнего трека «MX», настолько хороша — Морено и басист Чи Ченг (Chi Cheng) обмениваются вокалом в брутальной, но бесспорно запоминающейся манере — что могла бы стать лид-синглом на альбомах большинства ню-металлических групп.
После выхода альбома Deftones сделали все возможное, чтобы избавиться от призрака ню-металла: отказались от тура «Family Values» и отправились в самостоятельное турне с Will Haven, выступили на шоу NME, опять же в клубе Astoria, с Therapy? и Idlewild, согласились на участие в фестивале «Glastonbury» в июне 98-го и дали восторженный сет на главной сцене фестиваля «Reading» с Page & Plant позже тем же летом. Концерты были исключительными, и по мере роста их популярности Deftones стали называться «металлической группой, которая может нравиться неметаллическим фанатам».
Когда они снова исчезли в 1999 году, чтобы записать продолжение «Around the Fur», популярность как их самих, так и ню-металла была на пике. Впоследствии, в 2000 году, на знаковом альбоме «White Pony» из их звучания исчезли все следы этого жанра.
«White Pony» по праву считается настоящей классикой и высшей точкой в карьере Deftones, но «Around the Fur» может по праву считаться лучшим альбомом Deftones, особенно если вы присутствовали при его создании 25 лет назад.
Метка «Металлические Radiohead» преследует Deftones с момента выхода «White Pony», и если этот альбом — их «OK Computer», то вполне логично, что «Around the Fur» — это их «The Bends»: может быть, это и не тот альбом, который полностью перевернул свод правил, но он, безусловно, направил парней из Сакраменто на путь, который вывел их далеко за пределы своих сверстников. Песни, возможно, ближе по форме к жанру, от которого они хотели уйти, но какие же это феноменальные песни, дразнящие и превращающие тропы стиля, который они уже переросли, в нечто совершенно уникальное!
В то время не было ничего более захватывающего, чем «Around The Fur», и четверть века спустя ничто не сможет заглушить чувство восторга, которое вы испытаете, послушав его снова.
Автор оригинальной статьи — Stephen Hill
Перевод — Алексей Агафонов (Deftones.Ru)
P.S. Друзья, если вам понравился материал, буду очень благодарен, если отблагодарите за его перевод небольшой суммой. Помните, что сайт жив в том числе и благодаря вашим донатам.