2013 год, последовавший за смертью участника Deftones Чи Ченга (Chi Cheng), был сложным для Чино Морено (Chimo Moreno). Тем не менее, события этого года показывают, что он возвращается к музыке. К примеру, его сайд-проект Crosses — ладно, формально ††† — наконец выпустил свой дебютный альбом.
Все это произошло ближе к концу тура в поддержку альбома «Diamond Eyes» в 2011 году, когда вокалист группы Чино Морено почувствовал, что он находится в хорошем стечении обстоятельств. Мало того, что эта запись восстановила его группу, она оживила и его тоже. Конечно, они все еще чувствовали тоску. В то время его согруппник Чи Ченг находился в полубессознательном состоянии после автокатастрофы, которая случилась в 2008 году — к сожалению, он скончался в апреле 2013 года. Тем не менее, после длительного турне Чино возвратился в свой дом в Лос-Анджелесе в творческом максимуме.
После пережитого стресса и за несколько месяцев до этого он начал погружаться в жизнь и семью. У Чино не очень много различных хобби — другие участники Deftones играют в гольф или видео-игры, но не он. И потихоньку он начал не то чтобы скучать, но чувствовать сильное желание применить себя в чем-то впечатляющем, в чем-то мелодичном.
Его друг Шон Лопез (Shaun Lopez), гитарист Far и эпизодический соучастник Deftones, жил совсем рядом с его тогдашним домом в Лос-Анджелесе. Поэтому Чино ездил на велосипеде посмотреть, чем занимается Шон в своей домашней студии. И звуки, которые он там услышал, взорвали его мозг.
Шон работал с парнем, на которого вышел через своих друзей. Он был известен как Чак Дум (Chuck Doom) и был тихим человеком с джазовым образованием и прошлым. Он искал возможность, где можно поработать и сдвинуть с места тяжелый, гитарно-заряженный проект. Но пока шла работа над этим проектом, у них с Шоном возникла идея собственной музыки — эмбиентной, ритмичной, с темной, но, определенно, поп-направленностью.
Шон и Чак начали работать по пять часов в день, так завязалось их сотрудничество, и они встречались каждый день, постоянно с какими-то хорошими идеями. Они начали с фортепианных аккордов, басовых партий и сэмлов и постепенно «наращивали» песни. У них не было никаких реальных планов.
Но постепенно они поняли, что подошли очень близко к чему-то. Шон и Чак начали обсуждать дальнейшее развитие. Музыка — трип-хоповая, непостоянная и сочная — навела их на мысль о проекте типа Massive Attack, в котором приглашенные вокалисты добавляли бы в песни свой талант. Именно тогда Чино и сказал, что был бы не против поучаствовать. Он слышал музыку и сказал, что она напоминает ему о звучании, под которое он вырос.
«Я слушал песни, и они подсказывали мне правильный музыкальный путь», — говорит он. — «Я почувствовал настоящее влечение».
Шон, старый фанат парящего, текучего, экспрессивного голоса Чино, подумал, что несколько песен прекрасно подойдут для него. Но у Чино были другие мысли.
Чино Морено:
В Deftones я стараюсь не выражать свою поп-чувственность… А благодаря этому проекту я позволяю себе освободиться!
«Я услышал песню, она мне понравилась, и я записал вокал», — говорит он. — «Через несколько недель я услышал следующую песню, она мне понравилась, и я записал вокал. С того момента все покатилось наподобие снежного кома».
У Шона и Чака были планы поработать с другими вокалистами, рэперами и исполнителями поп-музыки, рока и хип-хопа. Но музыка так быстро понравилась Чино, что он просто оказался в ее плену.
«Мы написали одну песню — „This Is A Trick“ — которую, как мы думали, Чино не осилит», — говорит Шон. — «Мы думали, что она будет для кого-нибудь типа M.I.A. Мы сыграли ему её, и он немедленно придумал что-то для неё — и тут же ушел в кабину для записи вокала. И его первая задумка — это то, что вы слышите сейчас. Мы пытались записать поп-музыку, а он все это разрушил!»
Последовали два ЕР, вышедшие практически незаметно, а теперь вот вышел в свет полноценный альбом. И на всех треках альбома поет Чино. Вот вам и M.I.A….
Трио назвало проект Crosses, стилизовав его название как †††, чтобы представить каждого из них и лирическую приверженность к духовному, религиозному и оккультному подтексту. Они делали музыку для себя, непременно органичную и непосредственную. Не было никаких мыслей о релизах, лейблы не ограничивали их во времени — просто три друга хорошо проводили время. Это означает, что проект был непосредственным. Шон и Чак играли музыку для Чино, и он немедленно что-то записывал. Чтобы воодушевить его, они включали на заднем плане фильмы Федерико Феллини (Federico Fellini), Расса Мейера (Russ Meyer) и фильмы ужасов, и он, как Кайзер Съёзе в фильме «Подозрительные лица» (The Usual Suspects), выхватывал из них идеи и добавлял в свою лирику.
«В музыке преобладает темная окраска, так как мы окружали себя подобными образами», — говорит Чино. — «Я думаю, они отдали себя тому, что нашло отражение в лирике. Там не было ничего буквального, только энергетика. Я не сидел, задаваясь вопросом, что же было у меня в жизни, стараясь связать это с песней — лирика просто вовремя возникала в моей голове».
Большинство вокальных партий тоже были записаны с первого дубля — таков был стиль их работы. И, что самое интересное, это работало только в том случае, когда Чино не сильно раздумывал, он просто выбирал мелодию с сильной поп-эмоциональностью. В результате на биты и энергетику музыки ††† (Crossses) Чино накладывал поп-хуки и партитурно верные припевы (и периодические фирменные крики). Не считая криков — это именно те фишки, от которых он воздерживался в Deftones.
«С момента успеха альбома „White Pony“ группы Deftones, я начал чувствовать давление со стороны „бизнесменов“, они просили делать музыку для радио», — рассказывает он. — «Я не выступаю категорически против успеха, но на записях Deftones я стараюсь не выражать поп-чувственность, погребённую внутри меня. Я всегда, так сказать, „беру влево“, когда вещи самопроизвольно двигаются в прямом направлении. А благодаря этому проекту я позволяю себе освободиться от тех барьеров. Так как мы были „невидимы для радара“, я мог позволить развиваться песням так, как они того хотели».
Результаты, как коммерческие, так и авторитетные — темный эмбиент, смягченный триповыми битами классической поп-музыки. Crosses чрезвычайно хороши, и это не может не волновать фанатов Deftones, потому что у Чино есть что-то типа привычки — уходить с головой в сайд-проекты, что, в результате, пагубно отражается на каждодневной работе. Такое уже случалось однажды — в 2005 году, когда дела у Deftones были совсем плохи, он собрал пост-роковый проект Team Sleep. Однако, на сей раз подобных опасений нет.
«В Deftones я очень доволен эмоционально, материально и духовно», — говорит он. — «У меня великолепные согруппники и друзья, и там все очень прочно. Я не чувствую, что делаю эти сайд-проекты из-за того, что мне это необходимо или из-за того, что внутри меня есть что-то, что я не могу выпустить с Deftones».
Поэтому план у ††† (Crosses) — просто продолжать наслаждаться своей компанией. У них запланированы шоу в США и Австралии, и они пытаются закрепить все это как можно прочнее, прежде чем Deftones вернутся в строй в этом году. Пока же ††† имеют достаточно будущего.
Оригинальный текст — Tom Bryant (журнал «Kerrang!» # 1504)
Перевод — Макс Бавыка (специально для Deftones.Ru)